В статье рассматриваются основные способы совершения мошеннических действий сотрудников банковской сферы, а также способы предотвращения преступлений и ликвидации последствий. Россия претерпевает кризис в экономике, поэтому сейчас как никогда следует обратить внимание на правомерность деятельности каждого работника. Они являются основным фактором производства, без которого невозможно функционирование банка.
Причем сотрудник может причинить вред банку, даже не желая этого. Такую ситуацию также следует рассматривать и учитывать при формировании средств защиты.
На сегодняшний день мошенничество представляет опасность для экономики России. Нельзя отрицать, что такое явление проявлялось во все времена, но в свете недавних событий, связанных с падение цены на нефть, введением санкций, результатом послужило сокращение производства и снижение уровня заработной платы. Это приводит к повышению уровня преступности в стране.
По данным МВД России по сравнению с январем 2015 года на 5% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 13,4 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 7,8%. Ущерб же составил 20,96 млрд. руб.
Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 71,9%.
29.11.2012 Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным были подписаны поправки в законодательство, устанавливающие уголовную ответственность за конкретные виды мошенничества в сфере предпринимательства.
Федеральный закон дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) новыми статьями с порядковыми номерами 159.1 "Мошенничество в сфере кредитования, 159.2 "Мошенничество при получении выплат", 159.3 "Мошенничество с использованием платежных карт", 159.4 "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности", 159.5 "Мошенничество в сфере страхования" и 159.6 "Мошенничество в сфере компьютерной информации".
Разделение статьи 159 является показателем значимости экономики для развития страны, т.е. нам дают понять, что мошенничество необходимо пресекать, чтобы сферы экономики России не подвергались влиянию со стороны злоумышленников по причине неясности законодательства.
Статьи 159.1 и 159.6 не являются напрямую связанными с мошенничеством сотрудников банков, но при этом такие преступления с наибольшей вероятностью происходят благодаря связям клиентов с банковскими служащими.
Также отметим статью 185.6 УК РФ «Неправомерное использование инсайдерской информации». Разглашение инсайдерской информации может привести к различным последствиям. Это и снижение цен на акции, и снижение деловой активности, и разрушение репутации (что является одним из объектов безопасности также как и информация, и должна тщательно охраняться компанией).
Мошенничество в банковской сфере с каждым годом становится все более изощренным. Финансовая сфера (включая банковскую) сейчас находится на стадии развития в России, поэтому любые воздействия со стороны преступников могут сильно повлиять на неё и привести к плачевным последствиям. Банки являются одной из движущих силой экономики, именно они предоставляют средства для развития бизнеса, что ведет к развитию страны в целом.
По субъекту преступления банковской сферы можно условно разделить на три группы:
1. преступления, совершаемые руководящими работниками банка;
2. преступления, совершаемые служащими банка;
3. преступления, совершаемые клиентами банка либо иными лицами.
К первой группе можно отнести, например, несоблюдение условий Центробанка РФ, обман учредителей банка, незаконное использование в названии банка слов «Россия», «государственный» и т.п. в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также другие преступления.
Служащие банка могут совершить хищение, вступив в сговор с клиентом, или инсценировав «арифметическую ошибку», обналичить средства, выдать необеспеченный кредит и многое другое. Отметим, что отличить арифметическую ошибку от мошенничества очень сложно, это одна из проблем контроля и предупреждения мошенничества.
Также многие преступления совершаются клиентами банка. Это и незаконное получение кредита посредством предоставления поддельных документов, и хищение средств через электронные средства связи.
Отметим, что, например, во Франции существует Центральная служба рисков, как подразделение Банка Франции. Банки могут обратиться в эту службу, и получить информацию о выданных клиенту кредитах и в целом информацию о нем. Это помогает выявить мошенников, пытающихся представить фальсифицированные документы для получения кредита.
Большая часть преступлений против банков происходит при участии сотрудников банков. Но статистика по таким нарушениям самими банками не предоставляется, т.к. это может испортить имидж компании. Никто не захочет вкладывать деньги в банк, где сотрудник недавно похитил некую сумму денег.
Внутреннее мошенничество можно разделить на hard-fraud и soft-fraud. К первой категории можно, например, отнести ситуацию, когда одобряется кредит по поддельным документам, причем работник знал об этом. Классический пример soft-fraud — это отсутствие в анкете существенных признаков заемщика, таких как алкогольное опьянение, неадекватное поведение и др. Именно поэтому достаточно важно подбирать на должности банковской сферы не только квалифицированных, но и ответственных сотрудников - найти грамотного финансового директора, обладающего положительными отзывами от бывших работодателей, банковских работников, профессиональные и личностные качества которых не вызывают сомнений у руководителя и т.д.
Отличия преступлений, совершенных в банковской сфере
Главным отличием таких преступлений являются санкции, применяемые к мошенникам. В первом случае, проступок является серьезным, и мошеннику грозит уголовное наказание (ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями»).
В случае soft-fraud наказания со стороны законодательства не предусматриваются. В данном случае рассматривается нарушение трудового распорядка, сотруднику выносится предупреждение и увольнение при повторном совершении проступка.
Также мошенничества делятся на те, где участвуют сотрудники и сторонние лица, и те, где участвуют исключительно инсайдеры. В первом случае сотрудник банка вступает в сговор с преступниками, раскрывая им секретную информацию. Например, выдают информацию о времени и деталях инкассации или сообщают код для проникновения во внутренние помещения. Исключительно внутренним мошенничеством обычно является вытягивание купюр из пачек, подмена настоящей валюты поддельной, списание средств со счетов клиента.
Преступления инсайдеров делятся на действия против банка и действия против клиента. Последние впоследствии вредит также банку. Одним из примеров является оформление кредита клиенту, не согласовывая с ним. Человек мог прийти в банк, чтобы положить деньги на депозитный счет, но ему предоставляют документы на кредит. Документы подписаны клиентом, поэтому доказать наличие мошенничества очень сложно.
Способы противодействия мошенничеству
От него можно застраховаться. Здесь речь идет о комплексном страховании банков. Страхование покрывает убытки от деятельности персонала, а также включает страхование ценностей. В России такой страховой полис Bankers Blanket Bond (ВВВ) не пользуется особой популярностью. Его используют только крупные банки, которые размещали крупные займы или выпускали ценные бумаги т.к. он является достаточно дорогим. Хотя за рубежом такая практика используется активно. Помимо цены, дополнительным минусом является неясность относительно разницы между мошенничеством и ошибкой, непониманием сотрудника. Из-за этого возникает трудность с получением выплат по данному полису.
Те банки, которые не используют такой полис, часто создают отделы или нанимают специалистов по безопасности, которые проверяют клиентов и следят за функционированием остальных отделов.
Также существует система fraud-мониторинга, которая фиксирует изменения в поведении сотрудников банка. Например, сотрудник раньше рассматривал в день около 100 заявок на получение кредита. Но в какой-то день. Ему удалось обработать 250 заявок. Такое резкое повышение количества проверенных заявок говорит об изменении каких-то обстоятельств. Система это выявляет, и ответственный получает сигнал о проверке конкретного сотрудника.
Выше было замечено, что одной из проблем является определение характера нарушения, мошенничество это или халатность сотрудника. Fraud-мониторинг помогает справиться с этой проблемой, в отличие от комплексного страхования.
Следует отметить, что контроль сотрудников должен происходить постоянно (такое постоянство является отличительной чертой fraud-мониторинга), только так будет возможность вовремя выявить и предотвратить мошенничество, а не уменьшить последствия. Ведь последствия могут быть не только выраженными в деньгах, но и репутацией, которая формируется не один год, и восстановить ее очень сложно.
Нельзя забывать и о физических средствах защиты. К таковым относятся, в первую очередь, камеры видеонаблюдения и сигнализации. Причем контроль должен осуществляться во всех помещениях, чтобы мошенник везде не мог свободно действовать, а сведения о его наличие сразу же попадали в центр контроля. Еще одним инструментом является горячая линия, на которую могут звонить и клиенты, и сотрудники, чтобы сообщить о замеченных нарушениях.
Необходимо также ограничивать доступ сотрудников к информации в соответствии с занимаемой должностью. Это является способом борьбы, как с хакерскими атаками, так и с кражей информации.
Также некоторые банки применяют биометрическую проверку клиентов. Особенно популярным способом является проверка отпечатков пальцев. Она используется в 48% банковских биометрических проектах. На втором месте – распознавание по рисунку вен пальца и голосу.
Таким образом, т.к. сотрудники банка относятся к внутренней среде предприятия, то контроль их действий должен осуществляться в первую очередь. Ведь контролировать внутреннюю среду намного легче, чем внешнюю. Всех сотрудников можно отнести к врагам компании, т.к. они преследуют свои собственные цели и не заботятся о будущем организации. Их концентрация в банке намного выше, чем мошенников, и вероятность их противоправных действий также выше. Даля выявления мошенничества можно использовать fraud-мониторинг, который имеет очень важное преимущество – постоянный контроль над деятельностью сотрудников.