В сознании большинства людей банковские работники представляются как одетые с иголочки мужчины и женщины, которые предельно вежливы и быстро решают финансовые проблемы клиентов. Считается, что на работу в банки берут только выпускников престижных учебных заведений. После зачисления в штат новоиспеченные сотрудники постепенно осваивают тонкости профессии и продвигаются по карьерной лестнице. Вплоть до руководителей отделов, филиалов или целых сетей подразделений.
Сложившиеся за века существования банков стереотипы прочно укоренились в обществе и исчезнут нескоро. Однако время не стоит на месте, а вместе с ним изменяется банковский бизнес. Скажем, сегодня свыше 60 % персонала финансово-кредитных организаций составляют женщины. Раньше в отрасли преобладали мужчины. В обязанности работников сейчас входит не столько заполнение бумаг, сколько продажа продуктов. Меняются и основные требования к сотрудникам.
Что учитывают при подборе банковского персонала?
Когда ищут банковского работника, то наряду с профессионализмом стараются оценить другие качества. Яркий тому пример – креативность. Эффективный сотрудник должен своей работой вдохновлять персонал. Для этого нужны развитые творческие способности и нестандартный взгляд на привычные вещи.
Занятые в банковской сфере люди обязаны знать, какую роль играют финансовые учреждения в общем рыночном механизме. Понимание картины позволяет лучше вникнуть в те или иные предложения. Услуги банков оказываются для удовлетворения потребностей фирм и частных лиц. Умение правильно разъяснять их суть крайне важно.
В современных требованиях к банковским клеркам часто указывается стремление расти в общекарьерном и личностном плане. На практике это означает периодическую смену работы. Когда сотрудник понимает, что на текущем месте перспектив не предвидится, то начинает искать альтернативы.
Раньше переходы не очень приветствовались. В настоящий момент кадровики редко обращают на это внимание. Интерес к карьерному росту всячески поощряется. Если сотрудник уходит в другую банковскую структуру для повышения профессиональных навыков, надо постараться помочь человеку достичь поставленных целей.
Успех банка на рынке во многом зависит от поведения и коммуникативной компетентности персонала. Клеркам надо уметь простым языком объяснять, как взять кредит, оформить платежную карту или открыть расчетный счет. Причем делать это вежливо и доброжелательно. Грубость и скандалы исключаются в принципе.
При подборе также учитывается способность банковского работника к обучению. В условиях жесткой конкуренции банки постоянно разрабатывают новые продукты. Сотрудникам необходимо быстро вникать в их ключевые возможности и преимущества, чтобы потом выгодно презентовать.
Среди рекрутеров ценятся позитивные личности. Клерки с положительным мышлением и отточенным навыком ведения длительных бесед гораздо эффективнее общаются с людьми, чем замкнутые и неразговорчивые субъекты. Работники с таким складом ума легко устанавливают доверительные и долгосрочные отношения.
Позитивный человек отличается чуткостью, добродушием и тактичностью. Желание помогать доставляет ему радость. Лучшими сотрудниками обычно становятся люди, которые получают удовольствие от профессиональной деятельности. Увлеченные работой служащие приносят максимальную выгоду организациям.
Наконец, работодатели из банковской сферы уделяют большое внимание так называемым «социальным факторам». Речь идет о поле, возрастной категории, наличии детей и т. п. Входит сюда и образование. На последнем стоит остановиться подробнее, поскольку вопрос не столь однозначный и нуждается в пояснении.
Нужно ли иметь образование?
Насчет высшего образования существуют 2 противоположные точки зрения. Одна из них подразумевает, что для работы в банке не надо оканчивать вуз. Сторонники этого мнения полагают, что в ряде случаев фундаментальные знания больше вредят, чем дают преимущества. Важнее, чтобы сотрудник эффективно обучался в короткие сроки.
Приверженцы второй точки зрения считают, что образование обязательно. Особенно для топ-менеджеров. В пользу дипломированных специалистов говорит статистика. Согласно исследованиям, у руководителей большей части банков есть дипломы. Некоторые топ-менеджеры получили научные звания.
Диплом – своего рода один из признаков профессионализма. Представление о глобальных рыночных и экономических процессах пригодится, когда сотрудник займет руководящий пост. К тому же окончившие академии, институты и университеты люди приучены системно обучаться и впитывать новые знания.
Базовые требования к сотрудникам
Напоследок кратко перечислим ключевые требования к банковским клеркам, чтобы сложилось общее представление о предпочтениях работодателей:
- Ответственное отношение к должностным обязанностям.
- Опыт работы.
- Доброжелательность и умение общаться с клиентами.
- Способность к быстрому обучению.
- Высшее образование.
- Внимательность, исполнительность и аккуратность.